Анализ рынка научно-исследовательских судов
Пояснения по предмету анализа
Научно-исследовательские суда в расширенном значении понимаются как суда, занятые самыми разнообразными научными работами в океанах и морях. Все многообразие научных судов можно разделить на несколько основных группы.
Океанографические суда - суда, специально предназначенные для выполнения океанографических работ. Под океанографическими работами понимают самые разнообразные работы: измерения параметров морской воды; взятия проб воды и грунта; измерения течений; постановки буксируемых или автономных устройств для измерений. Отличительным признаком таких судов является наличие специальных лебёдок и балок.
Суда погоды – предназначены для проведения долговременных метеонаблюдений в постоянных точках (метеостанции). Большинство таких судов, кроме подробных метеонаблюдений имеют возможность проводить также и комплексные измерения. Поэтому, как правило, метеонаблюдения для таких судов не являются главными.
Гидрографические суда - предназначены для поиска сведений, необходимых для составления и корректировки навигационных карт (например: промер, поиск и обозначение мест, опасных для мореплавания), а также обустройством фарватеров. В действительности они ещё работают как суда снабжения, как океанографические, а также обеспечивают все операции флота.
Научно-промысловые суда - суда занятые изучением среды обитания рыб и закономерностями формирования рыбных скоплений. На практике, такие суда чаще заняты непосредственно ловом рыбы, что более прибыльно для судовладельца, по сравнению с океанографическими исследованиями.
Суда геофизической разведки - эта группа состоит, в основном, из сейсмических судов, судов геофизической разведки, разведочного бурения, которые предназначены для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых и изучения геологического строения земной коры. Данные суда оборудуются комплексом геофизических регистрирующих и обрабатывающих систем, эхолотами для изучения рельефа дна, радионавигационными средствами определения местоположения судна (радиогеофизические способы, спутниковая геодезия). При проведении морской геофизической разведки используются главным образом сейсмические, а также магнитометрические, гравиметрические, ядерно-физические и электрические методы исследования, которые в ряде случаев комбинируют с бурением и отбором проб горных пород.
Как видно функциональные границы между судами достаточно размыты, так суда, относящиеся к одной группе вместе со специальными измерениями могут выполнять и стандартные океанографические работы, т.е. в основной своей массе все научно-исследовательские суда, за исключением специализированных (например: суда разведочного бурения, научно-промысловые суда), могут выполнять в той или иной мере комплексные исследования морей и океанов.
Таким образом, в широком смысле, в число научно-исследовательских входят суда занятые биологическими работами, суда геофизической разведки, океанографические, гидрографические суда, учебные суда океанологов, и пр. К научно-исследовательским судам в расширенном значении можно отнести и суда - платформы для разведочного бурения на шельфе. Большинство из них вместе со специальными измерениями выполняют и стандартные океанографические работы. От других судов, например, транспортных они отличаются, как минимум, наличием специально оборудованных лабораторий, хотя в последнее время научные лаборатории уже перевозятся в контейнерах, которые могут быть установлены на любом судне.
В узком смысле, научно-исследовательские суда - это многофункциональные суда - носители учёных, работающие для них и обеспечивающие возможность выполнения комплексных измерений в нужной точке океана.
Характеристика рынка научно-исследовательских судов
Научно-исследовательские судна относятся к достаточно специфическому сегменту рынка морских судов, который определяет узкий круг потенциальных потребителей.
Основными потребителями услуг научно-исследовательских судов являются государственные учреждения и/или крупные корпорации где, как правило, сохраняется контроль или участие государства. Такой состав основных потребителей услуг данного рынка определяет его закрытость и ограниченность.
К наиболее распространенному типу научно-исследовательских судов относятся многофункциональные научно-исследовательские суда, предназначенные для проведения комплексных морских исследований. Безусловно, такие суда, по очевидным причинам, уступают по своим возможностям в решении узких прикладных задач судам, специализирующимся на проведении конкретных видов работ, например, буровых или сейсмоакустического профилирования. Многофункциональные суда в, основном, предназначены для проведения фундаментальных исследований, которые сами по себе не представляют никакого практического интереса как объект для предпринимательской деятельности, так как временной лаг между достижениями в области фундаментальных наук и их коммерческим использованием слишком велик, что делает такую деятельность не привлекательной с инвестиционной точки зрения. Именно, поэтому фундаментальные знания это прерогатива государственных интересов. Такая ситуация находит свое отражение и в научно-исследовательском флоте. Подавляющая часть научно-исследовательских судов, использующихся для проведения комплексных исследований Мирового океана, является государственной собственностью. Использование таких судов априори не является рентабельным. Экономический результат эксплуатации таких судов, в отличии от перевозки грузов или пассажиров, носит опосредованный характер. Так как возврат средств, инвестированных в строительство таких научно-исследовательских судов, возможен только после внедрения результатов, проведенных с их помощью исследований в практическую хозяйственную деятельность.
Особенности настоящего анализа рынка научно-исследовательских судов
Анализ рынка выполнен на основе имеющихся материалов собранных и систематизированный Исполнителем за предшествующие три года.
Анализ рынка выполнен в отношении стоимости судов, относящихся по функциональному назначению к многофункциональным научно-исследовательским судам. Результаты такого анализа являются ориентиром для определения рыночной стоимости научно-исследовательских судов, которая, в свою очередь, может характеризовать и условия фрахта (аренды).
Для оценки состояния рынка научно-исследовательских судов, в рамках данного отчета, проведен анализ информации опубликованной только в открытых и доступных источниках.
Исходные данные для проведения анализа рынка научно-исследовательских судов
Базой для анализа рынка научно-исследовательских судов послужили данные наблюдений за продажами морских судов предназначенных для обеспечения научных исследований в море. Период наблюдений составил 3 предшествующих года. Информационным ресурсом для наблюдения за историей продажи научно-исследовательских судов послужили данные опубликованные в открытых источниках.
В состав наблюдаемых объектов вошло 21 судно, которые являются типичными представителями научно-исследовательского флота и по которым имеется достаточная информация в отношении технико-экономических характеристик.
Выборка наблюдаемых объектов:
Общий вид |
Год постройки |
Год реновации |
Водоизм. |
Стоимость мил. Руб. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
1991 |
- |
1 333 |
|
236,00 |
|
|
|
1966 |
- |
1 647 |
|
91,70 |
|
|
|
1970 |
2007 |
2 015 |
|
275,30 |
|
|
|
1951 |
2011 |
390 |
|
70,80 |
84,10 |
|
|
1965 |
- |
1 413 |
|
98,60 |
106,60 |
|
|
1966 |
2007 |
784 |
81,70 |
76,16 |
73,25 |
|
|
1963 |
2011 |
1 666 |
211,30 |
238,02 |
210,60 |
156,23 |
|
1970 |
- |
2 356 |
|
81,70 |
|
|
|
1967 |
1989 |
774 |
71,69 |
|
76,00 |
|
|
1966 |
1986 |
751 |
75,55 |
|
79,80 |
74,26 |
|
1980 |
- |
898 |
102,10 |
|
|
|
|
1967 |
1992 |
941 |
|
|
45,48 |
|
|
1964 |
- |
760 |
|
12,54 |
12,56 |
|
|
1974 |
- |
868 |
|
33,57 |
34,72 |
34,72 |
|
1977 |
- |
846 |
|
|
114,46 |
118,35 |
|
|
1993 |
948 |
48,55 |
|
|
|
|
1984 |
- |
2 179 |
|
90,04 |
98,75 |
89,95 |
|
1953 |
2002 |
440 |
|
|
|
22,08 |
|
1990 |
- |
834 |
|
|
|
92,64 |
|
1974 |
- |
1 199 |
|
|
|
30,88 |
|
1967 |
1991 |
417 |
|
|
|
42,38 |
Результаты анализа рынка научно-исследовательских судов
Данная выборка проанализирована и приведена в состояние возможное для проведения анализа. При этом были рассмотрены следующие ценообразующие факторы: Передаваемые права; Дата продажи/предложения; Поправка на торг; Поправка на техническое состояние. в качестве единицы сравнения принято водоизмещение судна, а основным параметром определяющим стоимость судна - срок службы. Удельная стоимость, выраженная через единицу сравнения, прологарифмирована. После преобразования, построена зависимость удельной стоимости судов от срока эксплуатации.
Согласно указанной зависимости диапазон удельной стоимости выраженной через единицу водоизмещения в зависимости от срока эксплуатации, характеризующего типичное техническое состояние судна, составляет:
Срок эксплуатации, лет |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Средняя статистическая удельная стоимость, руб/т |
200000 |
120000 |
70000 |
35000 |
9000 |