Рекомендации
по проведению предстраховой экспертизы катеров и яхт.
Редакция 2/2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление 3
Введение 4
Раздел I. Акт осмотра плавсредства 5
Раздел II. Комментарии к заполнению акта осмотра плавсредства 7
2.1. Классификационные и регистрационные данные 7
2.1.1. Классификация по виду маломерного судна. 7
2.1.2. Классификация по типу маломерного судна. 7
2.1.3. Классификация по материалу изготовления корпуса 8
2.1.4. Классификация по типу движителя 10
2.1.5. Настоящее использование плавсредства 11
2.1.6. Регистрация плавсредства 11
2.1.7. Технический надзор 12
2.2. Идентификация плавсредства 12
2.3. Технические характеристики плавсредства 13
2.4. Ретроспективные данные 13
2.5. Результаты осмотра плавсредства 14
2.6. Порядок фотографирования объекта страхования 16
Раздел III. Определение категории риска 17
3.1. Система оценки (ранжирования качественных факторов) риска 17
3.2. Пояснения к форме для ранжирования качественных факторов отдельных видов риска 18
3.2.1. Оценка риска, вытекающего из технических параметров плавсредства 18
3.2.2. Оценка риска, вытекающего из организации обеспечения безопасности 19
3.2.3. Оценка риска, вытекающего из опыта и условий эксплуатации 20
3.2.3. Риск, вытекающий из характера внешней среды 20
3.3. Определение категории риска 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 21
Вступление
В настоящее время отдых на воде набирает все большую популярность. Туризм, рыбалка, спорт, развлечения с использованием лодок, катеров, яхт, гидроциклов объединяет немалую часть населения, и интерес к этому, вместе с ростом благосостояния людей, только возрастает. Уже число состоящих на учете маломерных судов в ГИМС МЧС России составляет порядка 1,5 млн. судов. И все они являются потенциальными объектами страхования. Казалось бы, такое поле деятельности не может не радовать страховщиков, однако, как показывают наблюдения, возникает ряд специфичных проблем, которые растворяют оптимистические настроения и заставляют осторожно относится к данному направлению в страховании.
Такое положение дел обусловлено несколькими проблемами. Первая заключается в ментальности наших судоводителей, в их неподготовленности и неосмотрительности. В основном это касается владельцев недорогих судов. Они по большей части портят статистику, «летая» по мелководью, заходя в не известные им участки, оставляя плавсредства на неохраняемых и неприспособленных для этого стоянках, об управлении судном в алкогольном опьянении говорить не будем. В этом смысле владельцы дорогих катеров и яхт проявляют большую заботу и осмотрительность, но, конечно, не без исключений.
Вторая проблема заключается в слабо развитой инфраструктуре, которая даже при желании судовладельца обеспечить свое судно надлежащими условиями стоянки, хранения, заправки топливом не позволяет этого сделать.
Третья причина обусловлена формальным контролем со стороны ГИМСа или Судоходной Инспекции. Эти структуры не в состоянии обеспечить соблюдение со стороны судоводителей маломерных судов правил плавания, зафиксировать и расследовать аварийное событие. И наконец, четвертая проблема - это неподготовленность страховых агентов или тех лиц, которые осуществляют страхование маломерного флота. Незнание ими основных конструктивных особенностей и технических характеристик не позволяет адекватно выполнить анализ риска в отношении судна, принимаемого на страхование.
Наиболее важное значение из выше перечисленных проблем в общем положении дел, наверное, выделить невозможно. И каждая из них должна решаться по-своему. И если решение первых трех относится к повышению уровня самосознания судоводителей, прививанию этики поведения на воде, работе государственных структур и бизнеса, то четвертая должна быть решена непосредственно страховщиком.
Один из путей повышения качества работы страховых агентов или лиц, осуществляющих страхование маломерного флота, заключается в предоставлении им понятного инструмента, с помощью которого можно разрешить принципиально важные вопросы, от которых зависит решение о возможности принятия на страхование катера или яхты, условий этого страхования, а в случае положительного решения, применяемом тарифе.
В качестве такого инструмента предлагается использовать настоящие Рекомендации, которые, как представляется, во многом упростят и систематизируют работу страховых агентов и других лиц, причастных к страхованию катеров и яхт.
Введение
Настоящие Рекомендации предназначены для сотрудников страховых компаний осуществляющих страхование судов маломерного флота. Рекомендации сведены к иллюстрации основных моментов, которые должны быть приняты к вниманию при формировании мнения о возможности страхования катеров и яхт, качестве принимаемых рисков, обоснования тарифов, а также позволит обеспечить максимально возможную защиту от недобросовестных действий страхователя. Практика показала, что недостаточное представление об объекте страхования при заключении Договора может сыграть негативную роль при возникновении страхового события, создать сложные ситуации в вопросах урегулирования убытка и зачастую приводит к судебным разбирательствам.
Следует отметить, что некоторые моменты которые будут в дальнейшем приведены, до сих пор не нашли отражения ни в одних правилах страхования, но отказываться от них не стоит хотя бы для полного понимания всех рисков. Будем надеяться, что в дальнейшем все это будет учтено или отвергнуто на основе статистических исследований. Вместе с тем, нельзя сказать, что предлагаемые Рекомендации носят исчерпывающий характер. Поэтому основным ограничительным условием использования данных Рекомендаций является необходимость взвешенного и обдуманного подхода.
Структура Рекомендаций построена таким образом, что б пользователь мог начать работу практически сразу, тем более если уже есть некий накопленный багаж знаний. В самом начале Рекомендаций, в разделе I, предлагается Акт осмотра плавсредства, в котором содержатся все необходимые данные о судне, на основе которых будет приниматься решение о страховании. Предлагаемый Акт осмотра может изменяться или дополняться по усмотрению пользователя. Следует отметить, что при формировании Акта осмотра ставилась задача: отразить основные моменты, которые в первую очередь важны для страховщика и чтобы объем фиксируемой информации не превышал одного листа. Выполнение такой задачи вполне достаточно для понимания основных рисков и их качества, при незначительном увеличении трудоемкости.
В случае возникновения неоднозначной ситуации единственно правильным решением будет назначение специальной экспертизы, которая в расширенном виде сможет прояснить все обстоятельства относительно страхования объекта. В разделе II приводятся комментарии к пунктам Акта осмотра. В некоторых случаях приводятся примеры и/или рассуждения, помогающие в восприятии материала. При выполнении осмотра пользователь при возникновении каких-либо сложностей может обратиться в соответствующий пункт раздела II за получением разъяснений для правильного заполнения какой-либо графы в Акте осмотра. Однако следует понимать, что, учитывая многообразие типов и видов маломерных судов, нет возможности рассмотреть все «подводные камни», связанные с их страхованием, поэтому выше и была обозначена необходимость взвешенного и обдуманного подхода, являющаяся основным ограничительным условием использования настоящих Рекомендаций. В разделе III приводится система оценки риска, основанная на результатах проведенного осмотра и оформления Акта осмотра плавсредства.
Надеемся, данные Рекомендации будут полезны не только страховщикам, но и владельцам судов, а также будет способствовать развитию страховых взаимоотношений на данном рынке.
Для ознакомления с полным текстом Рекомендаций просьба обращаться
по тел. +7 495-995-20-85; +7 495-979- 20-85 или на e-mail: info@exor.ru